МАДОУ Детский сад №4 "Дельфин" корпус 2 МР Учалинский р-н РБ
от учителя-логопеда И.Р.Биктимировой
Рекомендации для родителей.
Младший дошкольный возраст-очень значимый для речевого развития ребёнка. Задача родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить правильно произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Достаточное положительное внимание к ребенку благотворно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в младшем возрасте. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о нем. В каких случаях надо проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
· У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба; · К 1,5-2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова; · Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ; · Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя; · У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми; · В речи ребенка наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания; · Ребенок говорит гнусаво, с носовым оттенком. Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка:
*разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко; *читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки; *использовать прием дополнения детского высказывания; *использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия; *петь песенки; *не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами, недоступными его пониманию. Говорить с ним на доступном уровне; * не надо «сюсюкать» .это время прошло; * поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Речевая азбука для родителей *Артикуляционная гимнастика- гимнастика для губ, языка, нижней челюсти.Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. *Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно. Не позволяйте ребенку говорить быстро. *Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растете, цветок цветет, зачем на него села пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок. *Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность,умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. *Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде ( нельзя надувать щеки!) *Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года- о грубых нарушениях общего развития. *Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше вы будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать. *«Золотая серединка»- вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный. * Иллюстрации в детских книгах,соответствующие возрасту ребенка, прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним картинки, говорите о том,что на изображено; пусть ребенок отвечает на вопросы: где? когда? что делает? и т.д.
Советы для родителей.
Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать. Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет; сам ребенок не можетни описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать…» Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли - не ребенок. «Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора. Какими упражнениями можно развивать речь? 1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, Спрашивайте, что значит то или иное слово. 2. Играйте в игру«Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово. 3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести: * какими словами, красками можно описать время года; * назови слово- предмет, слово действие, слово- ассоциации, слово- цвет,или только веселые слова; * расскажи о предмете: какой он ( как можно больше прилагательных); что он может делать(как можно больше глаголов) и т.д. * играйте в игру«Если бы, да кабы…» ребенку предлагается закончить предложение: -Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что…. -Если бы я был Музыкой, то я бы… , потому что -Если бы я был Дождиком и т.д. (Мандарином...) * играйте в игру«Хорошо - плохо». Что хорошего в Бабе-Яге, а что плохого? Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в Дожде, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого? *Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): веселый - грустный,сильный - слабый и т.д. * играйте в слова, где изменяется только один звук: почка -точка – дочка -кочка… 4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ,мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя. 5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растет елке.) 6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что что рассказ состоит из начала(короткого, как утро), середины( длинного как день) и конца( короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией. Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает». 14 марта 2013 в 11:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.